Газеты
Из редакционной почты

Как эстонцы на новоржевской земле оказались

9 августа 2019
История эстонских поселений в Новоржевском уезде, изученная потомками.

В конце XIX – начале XX века многие эстонские семьи в связи с нехваткой земель, неурожаями и в поисках лучшей жизни стали переселяться из Эстляндской и севера Лифляндской губерний в восточном и юго-восточном направлениях, в том числе и в окрестности Новоржева.

Хуторские поселения

В основном эстонские переселенцы жили на хуторах, которые сами строили после того, как покупали или брали в аренду участок земли. Хутора зачастую назывались по фамилии владельцев.

К 1900 году в Новоржеве и его окрестностях проживали 538 эстонцев. К 1925-му  в Новоржевском уезде было уже 700 эстонцев. Наконец, к марту 1922 года на новоржевской земле насчитывалось примерно 1500 эстонцев. В основном это были хуторяне - владельцы небольших домов, служащие советских учреждений и ремесленники. Тогда в экономическом плане новоржевские эстонцы-поселенцы являлись в большинстве своем зажиточными людьми. Кстати, в Новоржевском уезде жили также и латыши (начавшие переселяться в эти края с 1845 года), коих к 1912 году было 600 человек. После заключения Тартуского мирного договора между Советской Россией и Эстонской Республикой многие эстонцы вернулись на историческую родину.

Известный русский писатель и журналист Анатолий Фаресов, ежегодно посещавший с конца XIX века Новоржевский уезд и побывавший в его самых глухих уголках, в «моховом крае», как он его называл, оставил в своих рассказах интересную информацию об эстонских-переселенцах в этот край. В рассказе «Моховик» Фаресов описывает эстонских хутор в окрестностях деревни Марыни Новоржевского уезда, «огривок с чухнами» и быт хуторской избы. В доме располагалась печь без трубы, сложенная из булыжников и камней, обмазанных глиной. В стене имелось отверстие – отдушина, откуда дым выходил на улицу. В комнате стояли два чурбана с деревянными чашками, в которых лежал хлеб. Пол в жилище был земляной. Обстановка – крайне бедная. Эстонец, трудившийся на помещика Запрягаева, угостил писателя бобами и напоил водой. В округе жили ещё 20 эстонских семей, «европейских китайцев» по меткому выражению писателя. Когда они вышли из эстонского жилища, собеседник  Фаресова многозначительно воскликнул: «И ничего-то этому чухне не надо! Был бы хлеб да табак, а за солью он и в деревню к нам сходит попросить горстку или две… Найдет себе бабу и живет с нею, как крот в норе. Без хорошей, брат, бабы – тоже он не просуществовал бы… Баба у него – первая статья в хозяйстве». Так пишет о нелегкой жизни эстонцев писатель Анатолий Фаресов.

 Дом молитвы для переселенцев

В августе 1894 года была освящена Новоржевская евангелическо-лютеранская церковь. Как тогда писала одна из эстонских газет, в течение 30 лет приход заметно увеличился. Появилась потребность в новой церкви. Деньги на строительство кирхи стали собирать с 1869 года, но ее возведение началось только через 22 года... В день освящения богослужение прозвучало на немецком, латышском и эстонском языках.


Евангелическо-лютеранская церковь на дореволюционной фотографии.
Фото из архивных документов.

Под Новый 1922 год среди новоржевских эстонцев пошел слух о скором визите нового пастора из Петрограда. Люди обрадовались – сварили пиво, забили свиней. Когда наконец пастор прибыл, перед церковью образовалась целая очередь! Прихожане принесли пастору «за прощение грехов» 20 пудов муки, 3,5 пуда свинины, 5,5 пудов масла и один пуд меда. На следующий день священнослужитель уехал по дороге в сторону Петрограда. Всё бы ничего, да после этого вдруг обнаружилось, что пастор-то - ряженый, и не пастор он вовсе, а на поверку оказалось, что обычный мошенник... Здание лютеранской церкви продолжало стоять в Новоржеве и к лету 1926 года.

 Культурно-просветительская работа

Эстонцы посещали русские школы, так как эстонской школы в Новоржеве не было.  Эстонская школа находилась в деревне Кудеверь Новоржевского уезда. Кудеверские эстонцы и были самыми передовыми в части культурно-просветительской работы. В январе 1925 года они провели в Леховской эстонской школе общее собрание эстонских поселенцев. В нем приняли участие 40 человек. Собрание постановило организовать в духновской читальной комнате эстонское отделение,  учредить при эстонской школе кружок друзей газеты «Эдази», выходившей в межвоенный период в Ленинграде на эстонском языке и выбрать организаторов кружка.

 На службе в русской армии

Более 40 человек эстонцев насчитывалось и в 14-й роте 269-го Новоржевского пехотного полка во время Первой мировой войны. Этот полк был развернут в Пскове  в июле 1914 года и комплектовался в том числе запасными Новоржевского уезда. Эстонские газеты следили за эстонскими военнослужащими данного полка и публиковали в газетах информацию об убитых, раненных, попавших в плен и пропавших без вести.

 Под репрессией

В годы массовых сталинских репрессий многие новоржевские эстонцы пострадали. В их числе были портной Владимир Мейнерт (1899 г.р.), безработный Давид Клаусман (1887 г.р.), бухгалтер Иван Русс (1900 г.р.), колхозница Мария Саар (1892 г.р.), крестьянин-единоличник Иван Парц (1882 г.р.), мельник Иван Тамме (1903 г.р.) и другие. Впоследствии все они были реабилитированы.

В настоящее время эстонцы крайне незначительно представлены среди населения Новоржевского района Псковской области в связи с естественной ассимиляцией и миграцией. По результатам Всероссийской переписи населения лишь два человека идентифицировали себя как эстонцы. Однако, среди жителей района встречается немало фамилий эстонского происхождения, что позволяет нам говорить о том, что их предки являлись эстонцами-переселенцами в новоржевский край.

Новоржевские эстонцы внесли свою лепту в историю и культуру многонационального Новоржевского района, а также России в целом. Что же касается примеров эстонских фамилий, встречающихся в Новоржеве и Новоржевском районе, то вот они: Вейберг, Гольм, Ивва, Рейхман, Тальдрик, Удэль, Упит.

 Сергей Тамби.



Сергей Тамби родился в Ленинграде. После обучения на факультете Международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета окончил магистратуру Тартуского университета в Эстонии и магистратуру МГИМО МИД России в Москве. Работает переводчиком с эстонского языка на русский язык.

В течение длительного времени жил у дедушки в  Псковской области и много путешествовал по региону.

Несколько лет назад, благодаря владению эстонским языком, начал изучать историю эстонских поселений России, проводил научные изыскания по истории поселений эстонцев Псковской и Ленинградской областей, эстонской диаспоры в Санкт-Петербурге и Москве.

«Мне нравится город Новоржев и Новоржевский район, их достопримечательности и богатая история, поэтому заниматься историей новоржевских эстонцев мне было интересно. В настоящее время в отечественной и зарубежной историографии комплексное исследование по новоржевским эстонцам-переселенцам отсутствует. Данная работа написана в том числе на основе редких архивных документов».

45 лет как один день
20 августа 2019
Новоржевская школа, как живой организм, изменяется год от года. Поэтому с большим интересом ее порог вновь перешагнули бывшие одноклассники, выпускники 1974 года. Какая она сегодня – они узнали, пройдя по коридорам и посидев за школьными партами.
Правила остаются прежними
19 августа 2019
«Говорят, что пенсионерам, которые работают, отменят индексацию пенсий после увольнения. Неужели это правда?» – спрашивает Татьяна Петрова, город Новоржев.
Новоржевский район тоже участвовал
19 августа 2019
Всероссийский форум молодых семей впервые проходил в Псковской области в Печорском районе с 5 до 9 августа. Он собрал около четырехсот человек из 40 регионов России.
Встреча с почетными гражданами района
16 августа 2019
8 августа в районном доме культуры состоялась праздничная программа «Своей судьбой гордимся мы».
НАЧАЛСЯ ПРИЕМ ЗАЯВОК
19 августа 2019
Начат прием заявок по программе "Городская среда"
Устали от запаха гари
16 августа 2019
«У нас в деревне Булохово постоянно пахнет дымом, неподалеку от деревни горят торфяники. Принимаются ли какие-то меры по ликвидации возгорания?» – с таким вопросом в редакцию газеты обратились читатели.