Газеты
рубрика новая

Школа как отражение состояния общества

17 мая 2018
РЕЗОНАНС

Статья в газете  Н. Матвеева «О прошлом и настоящем», опубликованная в газете «Печорская правда» 27 апреля 2018 г.,  заставила меня проанализировать школьное прошлое и историю школы  с 60 –х годов двадцатого века по сегодняшний день.  Изменились ли школьники за последние годы? А за несколько последних десятилетий? Есть ли характерные черты у каждого поколения? Давайте сразу примем тезис, что время разное, следовательно и дети разные, а школа, в первую очередь, отражает состояние общества.
В 60-70 годы, когда в школе училась и я, дети не носили обязательную единую школьную форму. Но одевались в школу скромно.  Обязательным элементом одежды был пионерский галстук. Забыть его дома, потерять было великой трагедией для ребенка и это вызывало жесткую реакцию у окружающих.
Отношения между детьми были ровные, родительские должности и благосостояние не влияли на них. А вот учитель находился на определенной дистанции от ученика. Учитель был непререкаемым авторитетом. Слова инженер, учитель, врач звучали гордо, это было мечтой многих.  Но для получения профессии инженера надо было освоить не только математику и физику, но и черчение. Поэтому о важности и престижности этого предмета не велось даже разговоров.
Начало освоения космоса  и первые полеты человека в космос тоже были связаны с 60-ми годами. Космонавтикой, астрономией интересовались все и это был один из любимейших предметов в школе, правда, преподавался он всего один год в выпускном 10-м классе.  Да и где мы, подростки 60-70 годов, могли увидеть небо, звезды, если не в школьный телескоп?
В это время огромной популярностью пользуются книги, школьники читают, причем не только героико-приключенческие романы, но и поэзию, и научно-популярную литературу, технические журналы. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают.
Детей в это время много, в нашей школе ( я училась в школе №1) были  большие классы и  в начальной, и средней школах, много классов в параллелях. Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находятся космонавтика и вообще естественные науки  и техника. Действует множество кружков, секций, факультативов. Что характерно, учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Все еще высок авторитет учителя, он учит не только запоминать информацию, он старается научить ребенка перерабатывать ее, анализировать.
Работать в школу я пришла в начале 80-х годов. В школе существовала обязательная единая школьная форма –синие костюмы у мальчиков и традиционные коричневые платья для девочек. Выделиться было трудно. Периодом перелома стали девяностые годы. Первое изменение связано с отменой формы. И если первые годы еще есть какие-то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность надевать брюки.
Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Но уже как символ благополучия, важно лишь наличие корочки, как декоративного украшения.
Вообще авторитеты стерты, ученики грубы как по отношению друг к другу, так и к учителям. Им неинтересны внеклассные мероприятия. Меняются литературные вкусы.
В начале 21-го века дети стали прагматиками. Они видят цель и настойчиво идут к ней. Они перестали уделять внимание необязательным предметам. Им нужны только те, что пригодятся для поступления в ВУЗ, сдачи ЕГЭ. Все остальное – бесполезная трата времени. Такими лидерами становятся математика и языки, информатика, обществознание
Изменилось отношение к книгам. Во-первых, книги стали дорогим удовольствием, во–вторых, в школах была проблема с учебниками. Потому нашлось простое решение – достаточно скачать текст из интернета, распечатать и после использования выбросить. В принципе появилась привычка качать бесплатно видео, музыку, игры, книги. С книгой можно сделать еще проще – загрузить аудиокнигу и прослушивать ее.
Подход к учителю стал так же утилитарен – он всего лишь помощник или же наоборот помеха для поступления и сдачи экзаменов (в зависимости от обязательности преподаваемого предмета). Опять же высшее образование все так же престижно, необходимо, но уже оценивается с точки зрения перспективы занять хорошую должность потом. Кроме того, вечное безденежье учителей никак не улучшает их положения в глазах учеников. Еще характерное отношение учеников – уборка класса или какие-либо общественные мероприятия становятся неприемлемыми, все решают деньги, отношение к школе как к некоему сервису.
Так что дети – продукт той цивилизации, что их окружает. Школа как лакмусовая бумажка отражает тенденции в социуме и стоит, наверное, к ним приглядываться…
В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, появилась необходимость преподавания информатики и ИКТ. Предмет обществознание уже много лет преподается с пятого класса, а не  только в выпускном классе, как это было в 60-е годы. В старших профильных классах объем преподавания обществознания доходит до 6 часов в неделю. Это востребовано участниками образовательного процесса, это надо для успешного поступления и дальнейшей учебы. За счет чего дети освоят то новое, что требует от них сегодняшний день? Не секрет, что каждые пять лет количество информации удваивается. Как не утонуть в ней?  Современное образование не ставит задачу запихнуть в голову ребенка весь объем знаний, это невозможно. Главное – научить его ориентироваться и добывать то, что ему необходимо.
Количество учебных часов, т.е недельная нагрузка ученика 5-11 класса составляет от 29 до 35 часов в неделю. Преподавание ведется в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом  (8-11 кл) или Федеральным Государственным образовательным стандартом (1-7 кл), в соответствии с которым школа обязана предоставить обязательный объем предметов и часов, среди которых есть и «Астрономия» – 1 час в неделю в 10-м классе ( в том же объеме, что и в 60-е годы 20-го столетия), и «Право», и «Экономика»
Школьный предмет «Труд»  тоже изменился, сегодня преподается предмет «Технология», что предполагает изучение процесса изготовления изделия от проекта до завершения работы со всеми расчетами, в том числе и с применением ИКТ-технологий, и компьютерной графики.
Предмет технология преподается в 5 и 6 классе по 2 часа в неделю, а в 7 классе – 1 час в неделю. Второй час преподается информатика и ИКТ. В нашей школе этот предмет ведет Богданова Ольга Евгеньевна, педагог, имеющий специальное образование, и, поверьте, гендерный подход тоже присутствует. В соответствии с программой девочки занимаются вязанием, шитьем,  ручным ткачеством, ландшафтным дизайном. Мальчики работают в столярной мастерской, изготавливают качественные изделия- полочки, расписные разделочные доски и другие полезные для дома поделки. Они учатся держать в руках различные столярные инструменты. В их числе и Ваш внук, уважаемый Николай Петрович.
Предмет «Черчение» не включен в  Учебный план как обязательный. Он может преподаваться, как компонент образовательного учреждения, т.е как факультатив. Но востребованность этого предмета равна нулю, поскольку профессия инженера в последние двадцать лет очень  мало востребована. А те дети, которые идут обучаться рабочим профессиям в колледжи и училища, изучают черчение там.
В настоящее время проблем в образовании, конечно,  много. Но ведь они были всегда.  Так же, как любой разговор о советском образовании рано или поздно приводит к тому, что оно было лучшим в мире, что преподаватели были строже, оценка знаний — точнее, каша в столовой — гуще, а выпускник советской школы был на голову смышленей сегодняшнего. Но не стоит расстраиваться относительно того, что «настоящее», «правильное» и «лучшее» образование осталось в прошлом. Школа и сегодня выполняет социальный заказ общества, того общества, в котором мы живем.
Г. Лаксова,
зам. директора по учебно-воспитательной работе. Почётный работник общего образования
 

Благотворительный праздник «Белый цветок»
20 августа 2018
День города праздновали и в монастырском музее. Здесь состоялся благотворительный праздник «Белый цветок». Дни милосердия и благотворительности под этим названием проводились в России с 1911 года. В то время белый цветок, как символ чистоты и милосердия, дарился тем, кто жертвовал на благое дело. Собранные средства шли в помощь нуждающимся.
«Скобариада» научила играм без компьютера
20 августа 2018
С пользой провести время на свежем воздухе помогают активные игры. К сожалению, с развитием компьютерных развлечений не каждый сразу припомнит, в чем заключается игра, например, в лапту, городки или серсо. Тем не менее, такие подвижные игры помогают развивать ловкость, меткость, скорость, быстроту реакции, умение слаженно взаимодействовать в команде. В минувший четверг в парке культуры и отдыха «Треугольник» псковские друзья Печорского районного молодёжного центра приглашали всех желающих стать участниками «Скобариады». Инициатором социального проекта «Скобариада» является один из руководителей ПРМОД «Союз студенческих отрядов», участник проекта «Команда 2018» Дмитрий Михайлов.
Ах, печорская ты баня, да разгони печаль…
16 августа 2018
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕЧЕРЯН
В гостях у Дубыни
20 августа 2018
Все мы родом из детства. А что такое самые первые беззаботные годы жизни? Это тепло родителей, первые шаги и сказки на ночь. В деревню Пеньево Лавровской волости меня привёз глава сельского поселения К. И. Кононов. И вот что я там увидел. Поначалу ничего не предвещало чего-то экстраординарного. Но события развились таким образом, что впечатлений хватит теперь надолго.
Володин: Задача Госдумы — повысить пенсии до 25 тысяч рублей
16 августа 2018
В Госдуме прошло рабочее совещание по подготовке парламентских общественных слушаний, намеченных на 21 августа. В ходе совещания председатель Госдумы Вячеслав Володин обозначил главные задачи для нижней палаты, экспертов и представителей институтов гражданского общества.